Барабанные или дисковые тормоза: что лучше?

11

Для некоторых автолюбителей следующее утверждение прозвучит странно, но так и есть — тормозной путь автомобиля практически не зависит от устройства тормозного механизма – даже древний «барабан» способен развить усилие, которого будет достаточно для блокировки колес. Тогда почему разработчики стараются придумать и применить более совершенные тормоза?

Главная их задача — быть достаточно энергоемкими, то есть поглощать и рассеивать появляющееся в процессе трения тепло в больше степени, чем его выделять. Если энергоемкости недостаточно, температура барабана или тормозного диска начнет стремительно расти, тогда как коэффициент трения, наоборот, также стремительно падать. По мере нагрева тормоза все меньше будут реагировать на нажатие, пока полностью не провалятся. В городе, конечно, сложно оценить такую зависимость, но все меняется, когда автомобиль выходит на трассу. Крупные автомобильные концерны очень большое внимание уделяют качеству тормозов, в частности, к материалу изготовления. Так, например, изучая линейку автозапчастей Рено, разработчики пришли к мнению, что чугун и сталь не являются самыми адекватными, поскольку кроме прочности и достаточного высокого коэффициента трения не обеспечивают стабильных характеристик при нагреве.

Тормоза автомобилей подразделяются на барабанные и дисковые.

Основное преимущество барабанных тормозов заключается в большой площади поверхности колодок, прилегающих к барабану на две трети окружности, но максимально удаленных от оси вращения. Отсюда следует значительно больший ресурс тормозных колодок, что очень востребовано в классе недорогих авто. Проблема же заключается в том, что недостаточно охлаждения в связи с закрытой внутренней стороной барабана.

На этом фоне гораздо более выигрышными являются дисковые тормоза, где давление колодок на диск не ограничено, диск не закрыт, благодаря чему быстро охлаждается. Оптимально, когда диски не сплошные, а вентилируемые, со встроенными воздушными каналами. Проблемы же заключаются в том, что небольшие колодки начинают сильно греться и передавать свое тепло тормозной жидкости. Это очень опасно, поскольку образовавшийся  при закипании тормозной жидкости пар вытеснит частично жидкость из магистрали, соответственно, при очередном торможении эта педаль просто «провалится».

На сегодняшний день ведутся активные разработки электрических тормозов, которые будут превращать кинетическую энергию в электрический заряд аккумулятора, а не в бесполезное тепло. Пока это звучит как фантастика, но на самом деле вопрос лишь во времени.

Оставьте комментарий